Ветеран Великой Отечественной войны, узница концлагеря и труженик тыла о том, что они испытали в страшное время.
Приклад автомата спас от смерти
– В то утро было хорошо, солнечно так. Мы с подругой Леной, будучи студентами литфака Могилевского университета, сидели у нее дома над учебниками по психологии. Готовились к экзамену, – погрузился в воспоминания ветеран Великой Отечественной войны Олег Плиндов. – Вдруг открывается окно, брат Лены кричит: «Олег! Включай радио! Война!» Мы скорее к приемнику, а там Молотов про нападение Германии говорит. Как это? У нас же соглашение о ненападении! Мы учебники бросили и бегом к кинотеатру «Чырвоная зорка». В этом месте обычно собиралась вся молодежь города.
Олег Плиндов до сих пор отчетливо помнит день, когда началась Великая Отечественная война. Фото из архива семьи Плиндовых
Так юноша узнал о начале Великой Отечественной войны. Боевой путь Олега Плиндова сопровождался небывалой удачей, которая помогла вернуться к семье живым. Ветеран поведал, как однажды бежал с вестью в штаб полка, а путь пролегал через небольшую реку. Автомат закинул за спину, чтобы не утопить. Оказалось, что немцы обстреливали этот участок с другой стороны. В один момент парень почувствовал удар в спину и споткнулся. Подумал, что за что-то зацепился. Добравшись до штаба, увидел: автомат разбит – пуля попала в металлическую часть и расколола приклад. Начальник штаба сказал, что Олег родился в рубашке. Еще один случай произошел с бойцом под Великими Луками.
– После выполненного задания наша группа решила передохнуть. И вдруг резкий свист снаряда и гулкий удар его о мерзлую землю в двух метрах от разведчиков, – рассказывал подробности Олег Назарович. – Мы обомлели от страха, начали считать секунды до взрыва. К счастью, снаряд не разорвался.
Плиндову не довелось расписаться на стенах Рейхстага. После боевого ранения он отправился на малую родину, в город Белыничи Могилевской области.
– Добрался и вижу дом: там моя мама, брат и сестра завтракают. Я подхожу ближе, забинтованный весь. Брат меня увидел и давай кричать «Олег! Олег!». Никогда я не был так счастлив, – поделился ветеран.
«Баня» предназначалась для другой группы
Четырнадцатилетняя девочка Лидия Шевцова встретила войну, проживая с родителями в городском поселке Костюковка. После гибели старшего брата семья переехала в Гомель. Женщина вспоминает 1943 год. Осенью отряд немецких солдат окружил часть улицы Гомельской. Выгнав всех из домов, людей повели на станцию Костюковка, где погрузили в вагоны и увезли.
Лидия Шевцова встретила войну четырнадцатилетней девочкой. Фото автора
– Мы прибыли в немецкий город Бранденбург. Из поезда пересели в грузовики и отправились на площадку, окруженную забором. Было много детей, женщин, стариков, – описывала свою историю Лидия Шевцова. – Одних куда-то увозили, другим приказывали раздеться для проведения «дезинфекции». Всех отвели в длинное одноэтажное здание, напоминавшее барак. Людей толкали прикладами в комнату, расположенную в конце длинного коридора, из которой доносился неприятный запах. Началась паника, узники почувствовали ужасную жару. Мы с мамой, бабушкой и тетей шли последними. Когда закрылась дверь, пол в противоположном конце комнаты стал быстро опускаться. Люди заскользили вниз, в проем, откуда полыхал жар. Мама одной рукой уцепилась за ручку двери, а другой держала меня. За нас ухватилось еще несколько человек. В живых остались меньше десяти. Конечно, долго мы бы не продержались, но вдруг пол начал подниматься. Нас вытащили в коридор и бросиликакую-то одежду. Переводчик, улыбаясь, сказал: «Произошла ошибка. «Баня» предназначалась для другой группы». Затем выживших затолкали в грузовики и увезли.
Никто не знал, куда едут машины. По прибытии в небольшой город в 80 километрах от столицы Германии угнанные увидели ужасающую картину: кругом лес, бараки, огражденные колючей проволокой, конвой, вышки с часовыми и изможденные люди. В лагере для пленных взрослые работали на заводе, который находился под землей. Дети убирали территорию, мыли полы, чистили брюкву в столовой. Жили в помещениях с водой, но без света. По 16 человек в комнате. Ели два раза в день: утром и вечером. Детям давали по 150 граммов хлеба, работающим взрослым – по 300 граммов. Через несколько месяцев от такого питания многие стали болеть и умирать.
Когда началось стремительное наступление Красной армии, семья узницы была в числе угнанных из лагеря в Берлин. Остальных бедолаг затопили в бараках. Немцы стремительно бежали, поэтому пленных бросали по дороге. Домой Лидия с семьей возвращалась пешком. Почти месяц шли до Варшавы, где находился распределительный пункт. После тщательных проверок их посадили на поезд и отправили на Родину. Там ждала спокойная, мирная жизнь.
Что взять с паренька?
Олег Назаров, труженик тыла, в 14 лет после окончания восьмилетки пошел работать на завод в Стерлитамаке, где изготавливали мины. Обучался непосредственно там же. Год вытачивал детали и инструменты для других военных заводов. Юноша был маленького роста, поэтому для облегчения работы приходилось подставлять под ноги ящик. В 15 лет по предложению мастера Олег Ахъярович стал возить боеприпасы с завода на вокзал на грузовике, научившись водить за два дня.
Ветеран Олег Назаров на праздновании Дня Победы. Фото из архива семьи Назаровых
– Зимой 43-го я решил сократить путь по замерзшей реке Волге. Немного не рассчитал и провалился с машиной под лед. Не довез груз, – возвратился к событиям прошлого Олег Назаров. – Не знаю, как тогда меня пронесло, но беда прошла стороной. А ведь могли расстрелять или посадить… Правильно, что с паренька было взять.
В 16 лет юный Олег пошел в военкомат, прибавив два года к реальному возрасту. Его направили на обучение в 14-ю окружную школу снайперов южно-уральского военного округа. После окончания учебного заведения стрелок попал на Волховский фронт, где пробыл шесть месяцев. Воевал под Новгородом, а после с фронтом продвигался в Прибалтику.
– Первый бой. Выдали мне ушанку, тулуп и валенки 45-го размера, а у меня 38-й, – вспоминал мужчина. – Зима, мороз кругом трескучий. Сказали, что наша задача – отразить наступление противника. Сразу же нашел себе здоровенный валун и лег за ним. Сутки тогда пролежал в сугробе. Чувствую, валенки промерзли насквозь, а с ними и ноги. Пополз в окоп, меня подхватили и потащили в блиндаж. Сняли одежду, растерли водкой и стакан этого же напитка влили в рот. После этого чуть ли не сутки проспал…
Однажды, поделился ветеран, по приказу свыше решили у солдат проверить документы, потому что при зачислении в армию было не до этого. Так и выяснилось, что юноша не мог воевать, не дорос. Его, как и некоторых других бойцов, отправили учиться. Олег Ахъярович сначала попал в школу пилотов в Кривом Роге, а потом и в Ворошиловградское училище. Там парень встретил День Победы. 9 мая прибежал командир, передал всем патроны и закричал: «Возьмите, хлопцы, стреляйте в небо! Победа!»
Так закончилась война. Она оставила глубокий след в сердцах каждого, кто пережил ее ужасы, напоминая о важности мира и справедливости. Эта черная страница истории стала причиной для многих объединиться и стремиться к развитию и процветанию.