Георгий Константинович Жуков. Это имя всегда произносишь с душевным трепетом. Образ маршала Великой Победы живет в благодарной памяти поколений, ветеранов Великой Отечественной войны, которые еще сегодня с нами. Его вклад в разгром гитлеровской Германии, масштаб личности убедительно запечатлен в фильме «Освобождение», других талантливых киноработах народным артистом СССР Михаилом Ульяновым.
Книга Георгия Жукова «Воспоминания и размышления» с дарственной надписью в автора хранится в Гомельском областном музее военной славы
На Гомельщине живы воспоминания о том, что в 20-е годы прошлого века кавалерист Георгий Жуков служил в местечке Сырод (сейчас агрогородок) в Калинковичском районе, где у него родилась дочь – об этом рассказывала «Гомельская праўда». В 1944-м, когда разрабатывалась одна из крупнейших наступательных операций «Багратион», Георгий Константинович руководил Генштабом, непосредственно участвовал в освобождении Беларуси.
Помню, с каким почитанием говорили о маршале, четырежды Герое Советского Союза Жукове непосредственные участники Парада Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945-го, наши гомельчане летчик-ас Герой Советского Союза Григорий Денисенко и прославленный артиллерист, участник Сталинградской битвы Николай Жиленко.
Уроженец села Стрелковка Малоярославецкого уезда Калужской области Георгий Жуков, как и многие ровесники той поры, учился в церковно-приходской школе. Позднее, по существовавшей тогда традиции, отправился в Москву к своему дяде постигать скорняжное дело. Продолжал учиться, успешно окончил вечерние общеобразовательные курсы и трудился у родственника.
В августе 1915 года Жукова призвали в армию. Он служит в кавалерийском полку, стал унтер-офицером. Сражаясь на фронте, получил два Георгиевских креста.
С августа 1918 года жизнь Георгия Константиновича связана с Красной армией. Он успешно рос на службе, в 1937-м возглавил конный корпус. Особо проявил военный талант в 1938-м, когда стал заместителем командующего войсками Белорусского особого военного округа по кавалерии. В июне 1939 года Жукову предложили возглавить войска в Монголии, где предстояло значительно усилить оборону у Халхин-Гола.
Когда японские войска переправились через реку и заняли плацдарм на ее западном берегу и господствующую гору, Жуков незамедлительно приказал 11-й танковой бригаде, еще только подходившей, с ходу атаковать противника. Затем вызвал авиацию для уничтожения переправы. Спустя два дня враг был повержен, что стало основой последующего разгрома японцев на восточном берегу Халхин-Гола.
Весной 1940-го уже генерал армии Жуков возглавил самый большой Киевский военный округ. В это непростое время Георгий Константинович постоянно в войсках. В пограничных округах проходят учения. В декабре начались большие военные игры. А в конце года состоялось совещание высшего военного командования в Москве, где Жуков четко описал стратегию и тактику немцев в случае нападения, подчеркнув: медлить нельзя, надо во все- оружии встречать врага. Георгий Константинович возглавил Генштаб. Вместе с тем до последнего момента все пребывали в уверенности, что войны не будет…
26 июня 1941 года Сталин поручил Жукову организовать оборону на Западном фронте, однако сдержать наступление фашистских войск здесь не удалось, за что поплатился жизнью командующий фронтом Д. Павлов. Досталось и Жукову. Георгий Константинович, мысля стратегически, чтобы не допустить окружения наших войск на Украине, предложил 29 июля отвести их за Днепр, оставить Киев. Он четко отстаивал свою точку зрения. В итоге был снят с должности и отправлен командовать Резервным фронтом.
Под командованием Жукова шли тяжелейшие сражения на Ельнинском выступе, где впервые с начала Великой Отечественной враг стал отступать: наша артиллерия крушила немцев. Гитлеровцы потеряли около 50 тысяч человек, много техники, вооружения. Но война продолжалась: оккупированы врагом Киев, Харьков, Крым, почти окружен Ленинград, фашисты рвались к столице.
13 сентября Жуков возглавил командование Ленинградским фронтом. Когда немцы прорвали оборону у Красного Села, единственным резервом была 10-я стрелковая дивизия. Командующий, рискуя, бросает ее навстречу оккупантам. Ставит задачу войскам, обороняющим город на Неве, активно вести разведку, чтобы быть в курсе всех передвижений противника. И маневрирует, направляя резервы на опаснейшие направления.
Дни моих самых больших радостей совпали с радостями Отечества. Тревога Родины, ее потери и огорчения всегда волновали меня больше, чем личные. Я прожил жизнь с сознанием, что приношу пользу народу, а это главное для любой жизни.
В дни, когда враг развернул всю мощь наступления на Москву, Георгий Константинович на Западном фронте. Ему вверены все имевшиеся на то время войска для защиты столицы, а это около 90 тысяч человек. Жуков считал, что противник двинет свои танки по шоссе, и бросил все силы на защиту основных ведущих к Москве дорог. Это тоже был риск. В конце ноября он представил Верховному главнокомандующему план контрнаступления: предлагал удар по северной группировке противника и продвижение почти на 40 километров на запад. Сталин же настаивал на том, чтобы отложить наступление. Повлияли сообщения о подвозе противником орудий для прямого обстрела столицы.
6 декабря 1941-го началось контрнаступление наших войск от Калинина до Ельца, 25 декабря завершилась первая его фаза – победная и наступательная. Трудно переоценить вклад Георгия Константиновича Жукова в разгром немецко-фашистских войск под Москвой. Наши ударные войсковые группировки со всей своей силой обрушились на оккупантов. Каких усилий воли, организаторских умений потребовалось полководцу в те дни!
С именем маршала Жукова связаны и другие важнейшие сражения. Под его руководством началась героическая оборона Сталинграда, продолжавшаяся более трех месяцев. Это он разгадал замыслы противника о крупном наступлении в районе Курской дуги и определил направления его главных ударов. Жуков и Рокоссовский успешно руководили этим сражением.
Георгий Константинович координировал действия 1-го и 2-го Белорусских фронтов в операции «Багратион». «…по данным нашей разведки, главное командование немецких войск ожидало первый летний удар с нашей стороны на Украине, а не в Белоруссии, – писал Жуков в своих «Воспоминаниях и размышлениях». – Оно, очевидно, исходило из того, что из-за лесисто-болотистой местности мы не сможем использовать в Белоруссии надлежащим образом дислоцированные на Украине 4 танковые армии…»
В октябре 1944-го Сталин назначил Жукова командующим 1-м Белорусским фронтом. 16 апреля 1945-го началась битва за Берлин. Новинкой, которая ошеломила противника, было применение зенитных прожекторов для освещения вражеского переднего края. При такой световой поддержке 140 прожекторов наши танки и пехота штурмовали врага.
Именно Жуков 8 мая 1945 года от имени Верховного главнокомандования принял в Берлине капитуляцию германских вооруженных сил. И именно он 24 июня принимал Парад Победы на Красной площади в Москве.
В марте 1946-го выдающегося полководца назначили командующим сухопутными силами, позднее – заместителем министра обороны СССР. Летом 1946 года маршал стал опальным: ему вменили преувеличение своей роли в минувшей войне и занижение роли Сталина. Смещенный с поста главкома, выведенный из состава ЦК, Жуков едет руководить Одесским военным округом. Ему также приписывали незаконное присвоение военных трофеев и другие грехи, что сказалось на здоровье легендарного военачальника.
Были в его биографии командование Уральским военным округом, непосредственное участие в операции по взятию лубянковского бастиона Берии и в венгерских событиях 1956 года.
Георгий Константинович всегда имел свою точку зрения и аргументированно ее отстаивал. Так было в июне 1957-го, когда большинство членов Президиума ЦК пытались сместить Хрущева: Жуков возражал. Вместе с тем Никита Сергеевич, опасаясь чрезмерного влияния армии, постепенно отстранял самого Жукова, приписывая ему «бонапартизм». Целых 17 лет великий полководец провел в отставке. Можно представить переживания человека, влюбленного в армию и так много сделавшего для Победы, оставшегося не удел. Однако истинного Воина, физически закаленного, это не сломило. Занимался рыбалкой, охотой, ходил за грибами, бывал на малой родине.
В 1969 году вышли мемуары «Воспоминания и размышления» Георгия Жукова, которые были мгновенно раскуплены непосредственными участниками Великой Отечественной и простыми читателями. Книга неоднократно переиздавалась. В 1973-м Жукова пригласили на официальные торжества Дня Победы в Кремлевский дворец съездов. Ветераны войны, встав с мест, скандировали: «Слава Жукову!» и устроили овацию.
18 июня 1974 года Георгия Константиновича Жукова не стало. Но память о Народном маршале, одном из самых талантливых и выдающихся полководцев Великой Отечественной войны, четырежды Герое, кавалере двух орденов «Победа», живет и сегодня в наших сердцах, в названиях улиц и площадей, экспонатах музеев, мемуарах его современников. Гомельчане гордятся, что в Советском районе нашего города одна из улиц носит его имя.