Частное предприятие появилось в областном центре в 1961 году на базе двух артелей Белпромсоюза: новобелицкой артели «Вперед» и костюковской артели «Заря». Но по-настоящему знаменитым завод стал в 1975-м благодаря своим пухово-перьевым подушкам и, конечно, клееным галошам. Кстати, именно последние стали одним из брендов Гомеля, известным далеко за пределами Беларуси. Все было хорошо, пока в Узбекистане не построили четыре аналогичных предприятия по производству резиновой обуви.
Бригадир участка Ольга Радькова
Сами за себя
С появлением конкурентов гомельские галоши потеряли свою популярность. Но завод продолжал выпуск уже знакомой продукции, закупая на кредиты оборудование для модернизации.
К сожалению, некоторое даже не использовалось. Долги множились, доходов не было, зарплата у работников задерживалась, росли задолженности перед поставщиками и подрядчиками, налоги не платились. Сумма финансового груза только перед банками достигла более пяти миллионов рублей.
Тогда Гомельский завод химизделий принял решение: нужно объявлять себя банкротом. В связи с тем, что уже были заключены долгосрочные контракты на изготовление продукции на 2016 год, имелись оборудование и материалы для выполнения заказов, был разработан план санации до конца 2017-го.
Положительные результаты финансового оздоровления появились спустя некоторое время. Предприятие начало выплачивать зарплату сотрудникам, понемногу рассчитываться с долгами перед налоговыми органами и электроснабжающими организациями. По решению экономического суда Гомельской области срок санации был продлен сначала до 2018-го, а потом до конца 2023 года.
Для восстановления экономического состояния было поставлено несколько задач: расширить рынки сбыта, освоить новую продукцию, нарастить объемы производства и продать неиспользуемое имущество. Последнего, кстати, накопилось немало: цехи, столовая, клуб, склад, проходная и другие сооружения.
– Следует отметить, что мы справлялись с проблемами своими силами: не было никаких инвестиций извне, – рассказал антикризисный управляющий завода химических изделий Александр Кушнеревич, который руководил предприятием до конца 2023 года. – Поскольку у нас нет задолженности перед бюджетом, есть возможность участвовать в тендерах по госзакупкам, продукция выпускается качественная и без задержек, то и нареканий на работу завода, в том числе от партнеров, не поступало.
Сварщик пластмасс Ирина Прохоренко
С чистого листа
Сегодня Гомельский завод химических изделий определил для себя два направления: выпуск изделий медицинского назначения и резинотехнических изделий. Первое включает комбинированные системы для послеоперационной реабилитации. Второе – резиновые кольца, подушки, заглушки, уплотнения, которые используются как комплектующие для сельскохозяйственных и промышленных машин и оборудования, различные наконечники, опоры и ручки для тростей и костылей, а также рифленые пластины, шайбы для водопроводной арматуры. Свободное от производства оборудование позволяет оказывать услуги по сторонним заказам. Например, вальцевание полимерных материалов, прессование.
– Прекращение выпуска галош положительно повлияло на судьбу завода, – подчеркнул Александр Кушнеревич. – Освободились производственные мощности, которые пошли на куда более выгодные направления – с 2017 года показатели начали расти. Основными заказчиками выступают «Гомсельмаш», «Гомельводоканал», «САЛЕО-Гомель», Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр и другие. Планируется получить регистрационное удостоверение и выйти на рынок медицинских изделий России.
Об эффективности процедуры санации лучше всего скажут цифры: среднемесячная выручка на одного работающего выросла в пять раз, зарплата – в 5,5 раза (с 176 рублей до 975), чистой прибыли получено более миллиона рублей, объем производства увеличен на 35%. Кроме того, полностью погашены задолженности по зарплате и налогам, новых долгов с 2016 года не образовалось.
Вальцовщик Алексей Мурашко
Вовремя подставить плечо
Председатель экономического суда Гомельской области Наталья Сарнавская отметила: под процедуру санации может попасть как предприятие государственной формы собственности, так и частной. Для экономики региона и одно, и другое крайне важно, ведь везде обеспечиваются рабочие места, налоги от деятельности идут в бюджет области и страны, а некоторые частные предприятия еще и градообразующие. Условия финансового оздоровления для всех одинаковые: реструктуризация задолженности, расширение и изменение ассортимента продукции, оптимизация затрат, перепрофилирование производства, продажа неиспользуемого имущества.
Мастер участка Леонид Белоус
У Гомельского завода химизделий было немало перипетий. Одна из самых значительных – ненадлежащее выполнение обязанностей первого антикризисного управляющего. Предприятие как выпускало с 1975 года галоши, неконкурентоспособные на рынке, так и продолжало выпускать – ничего не изменилось.
– Из-за этого потеряно два года драгоценного времени, которое можно было потратить на восстановление производства, – подчеркнула Наталья Сарнавская. – С назначением нового управляющего началась полная перезагрузка предприятия и переориентация на новые виды продукции. Это помогло заводу оптимизироваться и встать на ноги.
По словам председателя экономического суда, огромную роль в восстановлении платежеспособности предприятия сыграл коллектив, который хотел, чтобы завод остался на плаву и работал дальше. Конечно, часть специалистов попала под сокращение, кто-то ушел на заслуженный отдых, но остались трудиться люди, у которых за плечами было несколько десятилетий опыта и большое желание работать. «Вера в то, что производство можно спасти, стала локомотивом, который вывез его из финансовой ямы», – добавила Наталья Сарнавская.
Итогом семилетнего периода санации завода химических изделий стало значительное улучшение его финансового положения. Однако осталась еще часть долгов перед кредиторами. В связи с тем, что предприятие показывает хорошие результаты, выпускает востребованную продукцию и сами акционеры заинтересованы в дальнейшей судьбе завода, на собрании кредиторов между ними и заводом подписано мировое соглашение с рассрочкой погашения кредиторской задолженности на пять лет. «Поскольку это соглашение не нарушало чьи-либо права и интересы, суд утвердил его и прекратил производство по делу об экономической несостоятельности Гомельского завода химизделий», – пояснила Наталья Сарнавская. Это позволит сохранить рабочие места, эффективно использовать средства предприятия, одновременно погашая долги. И самое главное – завод будет существовать как единый имущественный комплекс.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента. Продолжение следует