Начальник управления ГАИ УВД облисполкома Игорь МАКУШЕНКО рассказал журналисту «Гомельскай праўды» о желтой полосе для общественного транспорта, платных парковках в центре города и исчезновении пешеходных переходов.
Зеленая волна
— Ко Дню города в Гомеле планируется открыть после реконструкции первую часть улицы Кирова. И уже сейчас ходит много слухов, как там будет организовано движение. Звучат предположения, будто исчезнут пешеходные переходы. Но как тогда людям переходить дорогу?
— Так же, как и раньше — по пешеходным переходам. Другое дело, что их станет меньше. В частности, убирается переход на перекрестке улиц Кирова и Крестьянской. Те же, что останутся, будут кнопочными, чтобы транспортный поток не стоял просто так, когда пешеходов нет. Убирать лишние переходы — необходимость сегодняшнего дня. Это будет сделано и на улице Ильича, проспекте Ленина, где их неоправданно много. Уже демонтирован один из переходов по Интернациональной. Всего по городу до конца года исчезнут около 10 — 15 нерегулируемых пешеходных переходов. Что касается организации движения по Кирова, там появятся два неразрывных кольца: двухполосное — на пересечении с улицей Хатаевича и трехполосное — на пересечении с улицами Рогачевской и Полесской.
— Не все водители приветствуют эти изменения.
— Тем не менее по-другому нельзя. Расширение улиц и организация кругового движения позволят перенаправить транспортные потоки в центре города. Мы рассчитываем, что после открытия четырех полос по Кирова разгрузится Советская. Тогда мы сможем вернуться к включению по нашей главной улице настоящей зеленой волны. Для этого, правда, еще нужно получить финансирование, чтобы заказать специальное исследование: хотелось бы изучить, сколько машин проезжает и сколько пешеходов проходят на перекрестках на пяти контрольных отрезках времени — в утренний час пик, промежуток, дневной час пик, промежуток, вечерний час пик. На основе такой информации мы бы отрегулировали работу светофоров на Советской. К слову, исследование одного перекрестка, например, на пересечении улиц Советской и Рогачевской, обходится в 15 миллионов рублей. А было бы неплохо провести такие замеры и на Мазурова, Барыкина, проспекте Речицком.
— Зеленая волна — это хорошо. Однако Советская все равно довольно узкая улица для магистральной в 500-тысячном городе. Что-то еще планируется делать для ускорения движения по ней?
— Мы внесли несколько предложений по этой части. Хотелось бы добавить еще полосу до пересечения с Волотовской. Кстати эта улица, как и Пролетарская, в ближайшее время расширится до четырех полос. Также нужно устроить карманы для подъезда общественного транспорта к остановкам. Они уже есть и полностью себя оправдывают на остановках «8 Марта» и «Новый универмаг». Кроме того, планируем по улице Советской от перекрестка с Малайчука — Кирова и до центра полностью запретить повороты налево. Сейчас одна — две машины, которым нужно на этом участке повернуть налево, тормозят весь транспортный поток. Это неправильно.
Баланс между водителями и пешеходами
— Слышала, что грядет грандиозная реконструкция площади Ленина. Сколько в этом правды?
— Действительно, там многое изменится. Ближе к облисполкому перенесется остановка, которая сейчас находится напротив драмтеатра. Будет закрыт пешеходный переход через площадь. Чтобы пройти от театра в парк, люди будут переходить дорогу в районе Дворца спорта профсоюзов и далее идти вдоль развлекательного центра «Европа». Реконструкция ждет и саму площадь. Там будет организовано круговое движение и запрещена стоянка автомобилей. Исключение — для туристических автобусов, все-таки важно, чтобы гостям города было удобно посещать наш дворцово-парковый ансамбль.
— Кстати, много жалоб получили, когда убрали пешеходный переход к Киевскому спуску и поставили ограждение?
— Скажем так, жалобы были. Некоторые люди за 20 — 30 лет привыкли переходить дорогу в этом месте, конечно, им не хочется отвыкать. Но ГАИ пытается соблюсти баланс между интересами пешеходов и водителей, не делая выбор в пользу кого-то. Я ожидаю потока жалоб и по поводу других исключенных переходов и хочу сразу обратиться к недовольным: движение — это жизнь, залог здоровья. И если теперь кому-то придется пройти лишних 100 — 150 метров, сделайте эти шаги — они пойдут на пользу вашему самочувствию. А возле каждого дома мы делать переходы не будем, и принцип «я здесь ходил 20 лет и дальше ходить буду» советую забыть. Сейчас на улице Ильича в Новобелице около 20 пешеходных переходов. Представьте, какая перегазованность на этой улице, когда там постоянно машины вынуждены останавливаться. Поэтому переходы будем и дальше убирать, при этом устанавливать турникетное ограждение, чтобы люди не выбегали на дорогу, где им вздумается.
— Что насчет подземных переходов? Понятно, что их делать дорого, но ведь наверняка это самый безопасный способ перейти дорогу для пешеходов?
— Так и есть. Статистика тому подтверждение. Подземные переходы будут появляться вблизи крупных торговых и развлекательных центров. Владельцам этих заведений их обустройство достается в нагрузку, например, как в случае с «Мандарин-Плазой» на Барыкина. И это полностью оправдано. Там и вечером, и ночью много посетителей. Зимой быстро темнеет, люди идут по дороге в темной же одежде, увидеть их не так просто.
Светофор у «Спартака» уберут
— Какова позиция ГАИ по поводу «спящих полицейских»? Не много ли их по городу? Насколько они эффективны?
— Возле учебных заведений «спящие полицейские» однозначно будут. Это безопасность наших детей, и это не обсуждается. Какие бы аргументы ни приводили водители, как бы они ни сопротивлялись. Тем более что на самом деле эффективность «спящих полицейских» даже выше, чем у 36 камер фотофиксации нарушений, установленных в области. Люди ведь притормаживают и берегут машину.
— А камера фотофиксации сколько стоит?
— Это не в моей компетенции и я этим вопросом не занимался.
— Еще интересно, как они настроены. Насколько можно превысить скорость, чтобы не получить «письмо счастья»?
— На 11 километров в час. При превышении на 12 получите штраф.
— Появятся ли «спящие полицейские» на Восточном обходе?
— Пока нет. Это новая дорога, она еще не загружена. Если там будет аварийность, связанная с превышением скорости, то, конечно, мы к этому вопросу вернемся. Однако есть другая проблема — в ночное время там стали собираться любители мотоциклов и показывать свое мастерство, даже лихачество. Мы это видим, и приблизили туда наряды. Около пяти незарегистрированных мотоциклов уже поставлены на штрафстоянку. И потому хочу обратиться к мотоциклистам: вы не одни в Гомеле живете, дайте возможность людям спокойно отдыхать после работы. Если нет, мы наведем порядок так, как уже сделали это в центре города. Выживать никого ниоткуда не станем, но будем учить свято соблюдать Правила дорожного движения. На первых два раза мотоциклистов-нарушителей предупреждаем, на третий — привлекаем к административной ответственности. И пусть они на нас не обижаются.
— К слову, о центре города. Очень хорошо, что удалось перевести машины у фабрики «Спартак» с правой полосы по улице Хатаевича в карман на противоположной стороне. Еще бы убрать светофор, который установлен для перехода к проходной фабрики. Очень он тормозит движение машин в час пик.
— Мы рассматриваем этот вопрос. Думаю, что демонтируем светофор сразу после того, как откроется улица Кирова.
— По поводу желтой полосы для общественного транспорта по улице Хатаевича, водители интересуются, когда начнут штрафовать за проезд по ней? Или, может быть, уже штрафуют?
— Нет, пока ни одного водителя к ответственности не привлекли. В июне мы ее запустили, вот три месяца пройдут, люди привыкнут, и с октября начнем штрафовать. Полоса выделена специально для того, чтобы общественный транспорт двигался быстрее. Я вообще вижу, что в городе слабо развиты пассажирские перевозки. Люди выбирают собственные авто. И все потому, что нет условий, при которых жители массово пересели бы на общественный транспорт. Нужно, чтобы в автобусах в холод и жару работали кондиционеры, была возможность хотя бы часть дороги ехать сидя. Представьте перекресток, тот же Хатаевича — Советская: теперь на один зеленый сигнал светофора там могут повернуть 10 машин, в которых едут примерно 20 человек, и три автобуса, в которых около 300 пассажиров. Чувствуете, зачем нужна отдельная полоса для общественного транспорта, как снижается нагрузка и на дорожную сеть, и на экологическую обстановку? Поэтому привлечь людей в автобусы и троллейбусы должно быть для транспортников задачей номер один.
Больше часа — плати
— Еще один проблемный участок — возле Центрального рынка. Там очень сложно припарковаться, как правило, все места заняты. Можно ли решить этот вопрос?
— Мы хотим увеличить количество парковочных мест возле Центрального рынка за счет уменьшения тротуара и зеленой зоны. К сведению, большинство автомобилей, которые сейчас паркуются у рынка, принадлежат самим торговцам. Покупателям места там остается немного. Продавцы нагло ставят машины на весь день, и никакого движения не происходит. Поэтому мы внесли предложение ограничить там парковку по времени: до часа она будет бесплатной, а за парковку свыше часа придется платить. Деньги пойдут в бюджет города. Чуть дальше от рынка останутся уже существующие площади под бесплатную парковку. Они и сегодня пустуют, потому что нашим гражданам лень ступить лишних полшага. А там метров 50 — 100 пройти надо.
— Делать в центре города другие платные парковки или вообще платный въезд не планируется?
— Нет, у нас автомобилизация пока не дошла до такого уровня, чтобы ограничивать въезд в центр города. Хотя лет через 20 — 30, мне кажется, к этому придем. Только в этом году количество машин в области увеличилось на 21 тысячу. Представьте, какое это количество! Даже в аэропорту они все не поместились бы, если их припарковать. А дорожная инфраструктура в основном остается та же. Но что удивительно, аварийность пошла на спад. В этом я вижу не только заслугу Госавтоинспекции и властей, но и журналистов, которые рассказывают людям о событиях на дорогах области.