Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Решение принял – иду на таран! Страницы жизни гомельчанина Астафия Новгородского, совершившего подвиг в годы Великой Отечественной войны

500 0 08:45 / 12.06.2024
В составе полка Армавирской авиашколы Астафий Новгородский участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками до августа 1942 года.

скан 4.png
Отважный летчик Астафий Новгородский

Мне бы в небо

Астафий Иванович родился в 1917 году в поселке Радуль Черниговской области. Окончил Херсонскую военную авиационную школу летчиков-инструкторов. Впервые поднялся в воздух в 1935-м на По-2. Продолжительность полета была семь минут. На вопрос инструктора, все ли понятно, ответил утвердительно. Хотя на самом деле за такой короткий промежуток времени Астафий не успел ничего толком рассмотреть, но летать ему понравилось. Именно это ощущение стало отправной точкой на пути к решению стать летчиком. Так в жизни юноши появился аэроклуб. Спустя короткое время он уже сам инструктировал будущих летчиков. Затем учеба в военном авиационном училище, окончив которое Астафий Иванович остался работать летчиком-инструктором. За свою жизнь налетал более 4000 часов, подготовил сотни молодых летчиков, освоил с десяток различных типов самолетов.

Опасное доверие

В авиации существует давно устоявшееся правило: «Доверяй, но проверяй». Когда летчики длительное время работают с постоянной бригадой, обслуживающей самолеты, контроль постепенно переходит в опасное доверие, за которое можно тяжело поплатиться. Так однажды случилось и с Астафием Новгородским.

Каждый летчик перед вылетом должен лично проверить общее состояние техники, уровень топлива и масла, после чего доложить о готовности самолета. Но в тот злополучный день Астафий Иванович упустил из внимания всего лишь одну деталь, которая впоследствии едва не стоила жизни ему и курсанту.

Получив разрешение на взлет, поднялись в небо. Прошло около 15 минут полета, после чего двигатель самолета стал глохнуть, пока окончательно не затих. Причину инструктор определил практически сразу – закончилось топливо. Именно его уровень он не проверил перед взлетом. Нужно было срочно садиться. Посадочная площадка оказалась недостаточной по размеру. От жесткой посадки самолет в буквальном смысле приземлился по частям. Летчики чудом остались живы, получив урок на всю оставшуюся жизнь.

Командир эскадрильи

Война на кубанские земли пришла с началом осени. Бомбардировка Армавира началась 5 сентября 1941 года. Для борьбы с вражескими самолетами в Армавирской военной авиационной школе пилотов создали оперативную группу, одним из командиров которой стал Астафий Новгородский. Летчики отличались высоким мастерством и готовностью драться с противником при любых условиях. Группу оснастили лучшими на то время истребителями Як-1. Перед личным составом ставилась задача прикрывать от вражеских налетов аэродромную сеть Армавирского узла и прилегающих районов Кропоткина и Невинномысска, важнейшую железнодорожную магистраль между станциями Тихорецкая, Кавказская и Минеральные Воды. Только за последние два месяца 1941 года летчики оперативной группы совершили 478 боевых вылетов, предотвратив сотни налетов вражеской авиации.

Уничтожить любой ценой

Ранним утром 8 мая 1942 года над городом появился немецкий бомбардировщик-разведчик «Хейнкель-111». По сигналу тревоги были подняты в воздух два самолета оперативной группы, одним из которых управлял старшина Новгородский. Вскоре на большой высоте по разрывам зенитных снарядов удалось обнаружить врага. Когда до сближения оставались считаные минуты, второй самолет начал отставать. Как позже обнаружилось, виной тому стали неполадки в моторе. Вступать в бой Астафию Ивановичу пришлось одному. Набрав нужную высоту и сделав для маскировки заход со стороны солнца, он сразу же пошел в атаку. Немцы быстро просчитали этот маневр и открыли огонь. Тем не менее советский летчик не растерялся и, зайдя фашистскому самолету «под брюхо», прошил его пушечной очередью от кабины до хвоста. Стрелок «Хейнкеля» прекратил огонь, на сей раз навсегда.

Новгородский приготовился к очередной атаке, но боеприпасы иссякли. Отпускать врага было нельзя. В голове громким пульсом отдавала одна-единственная мысль: уничтожить фашиста любой ценой. «Иду на таран!», – принял решение отважный летчик. О том, что на карту поставлена его собственная жизнь, он даже не думал. Цель была важнее. Перед тараном уравнял скорость Яка со скоростью немецкого бомбардировщика. Затем приблизился к хвосту и со второго захода отрубил фашистскому самолету рули поворота и высоты. «Хейнкель» ушел в крутое пике и рухнул неподалеку от города. Однако и Як Новгородского получил серьезные повреждения, самолет начало трясти, мотор работал с перебоями. С большим трудом летчик дотянул до Армавирского аэродрома. При подробном осмотре оказалось, что все три лопасти Яка на четверть были отрублены. В его корпусе и крыльях механики насчитали 16 пробоин.

За этот бесстрашный поступок Астафия Новгородского наградили орденом Красной Звезды с присвоением вне­очередного офицерского звания лейтенанта.

На этом его фронтовые будни не закончились. Оставаясь летчиком-инструктором и отдавая все свои силы подготовке будущих асов, Астафий Иванович продолжал совершать боевые вылеты, защищая кубанскую землю. Случалось, что после полетов с курсантами ему приходилось срочно пересаживаться с учебного самолета на Як-1 и по тревоге взлетать в небо, чтобы дать бой очередному немецкому стервятнику. Участвуя в таких воздушных боях, он уничтожил еще два фашистских юнкерса и один мессершмитт.

скан 3.png
От старшины до подполковника

Звездный курсант

После войны Астафий Иванович продолжил службу в Военно-воздушных силах. В 1954 году к нему в эскадрилью прибыл курсант Андриян Николаев. Тогда Астафий Новгородский и предположить не мог, что, спустя девять лет, его ученик поведет на околоземную орбиту космический корабль «Восход-3», а чуть позже, в 1970-м, в качестве командира совершит самый продолжительный автономный полет пилотируемого космического корабля типа «Союз».

Вот что вспоминал о своем учителе Герой Советского Союза космонавт Андриян Николаев: «Наш командир Астафий Новгородский не любил о себе рассказывать, поэтому о его героическом подвиге в эскадрилье никто из курсантов и инструкторов не знал. Я считаю это хорошей чертой человека, которая говорит о его скромности. Он обладал волевым характером, добивался от курсантов выполнения поставленных задач любой сложности. Всегда был подтянутым, опрятным, пунктуальным, не терпел расхлябанности ни на земле, ни в воздухе. Мы, курсанты, старались брать пример, хотели быть похожими на своего командира. С большим пониманием и уважением относились к его требовательности. Для нас он был не просто наставник, он был нам как отец, мы любили его».

О том, что в годы войны его учитель отважно сражался с немецкими летчиками и совершил таран, Андриян Николаев узнал из газетной публикации, которая чудом попалась ему на глаза. В знак глубокого уважения он выслал наставнику свое фото с благодарственной надписью.

В память о героях

В конце 1960 года Астафий Новгородский уволился в запас. Жил и трудился в Гомеле, работал председателем ОСВОДа, проводил военно-патриотическую работу среди молодежи. Астафий Иванович был частым гостем в Армавире. Каждый его визит сопровождался встречами с курсантами, работниками предприятий, студентами, школьниками и жителями города. В беседе с ними он рассказывал о суровом военном времени, о своих боевых товарищах, которые мужественно защищали город от немецко-фашистских захватчиков.

В 1997 году Астафия Ивановича не стало, но жители Армавира по сей день помнят подвиги летчиков Армавирской военной авиационной школы пилотов и свято чтут их память. В музее истории и боевой славы Армавирского училища летчиков памяти героев посвящено несколько стендов, один из которых рассказывает о подвиге Астафия Новгородского, совершившего в 1942 году воздушный таран в небе над Армавиром.


Фото из семейного архива Астафия Новгородского
80 лет освобождения Беларуси
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg


морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg