Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Малышу разбили голову о стену. Более тринадцати тысяч человек потерял Рогачев в годы Великой Отечественной войны

1818 0 08:55 / 21.07.2023
Перечитывая акт комиссии о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в Рогачевском районе от 15 декабря 1944 года, предоставленный редакции архивом общественных объединений Гомельской области, сложно поверить, что такие зверства могли совершить люди. Ужас и страх, который испытали мирные жители во время оккупации, нельзя передать словами: массовые расстрелы, издевательства, казни и постоянное унижение, угнетение – немцы чувствовали, что руки у них развязаны, и пользовались этим без стыда и совести.

Сентябрь 1941, Рогачев.jpg
Оккупанты в Рогачеве на фоне разрушенного города. Сентябрь 1941 года

Убивали с первых дней

15 августа 1941 года оккупанты вошли на территорию Рогачевского района и устроили здесь кровавый террор, грабеж и насилие. За время пребывания немецко-фашистских захватчиков уничтожена вся промышленность: завод консервированного молока, лесозавод, картфабрика, льнозавод, спиртзавод, хлебозавод, кирпичный завод и 22 промышленные артели. Сожжено и разрушено более 1200 домов в городе и 5000 домов колхозников в районе. Не осталось и социально важных объектов – школ, библиотек, больниц, церквей.

«Фашистские мерзавцы разрушили и сожгли в Рогачеве деревянную церковь Рождества Богородицы, вновь выстроенную церковь Александра Невского и каменный собор Александра Невского со всем оборудованием и церковной утварью. Немцы уничтожили церкви в селах Заполье, Заболотье, Репки, Старое Село, Кистени, Гадиловичи, Лучин, Озераны, Турск, Зборов. Немцы разрушили кладбище, вырубили деревья, выбросили с могил кресты, все кладбище перекопали», – говорится в акте комиссии.

К сожалению, на уничтожении материальных ценностей и ограблении колхозов – оттуда фашисты забирали скот и нужную им утварь, изверги не остановились. Буквально с первых дней оккупации Рогачевщины они начали издеваться над местным населением, в прямом смысле слова истребляли советских граждан. В первую очередь пострадали евреи, один из самых массовых расстрелов произошел во рву за картонной фабрикой, в 70 метрах от реки Друть. Здесь были убиты около 3000 представителей еврейской национальности всех возрастов. Не пожалели ни престарелых, ни грудных младенцев.

Первые расстрелы произошли у лесозавода на Друтской улице райцентра. Свидетельница Найденова рассказала, что там убили руководство предприятия и многих других.

Долина смерти

Позже расстрелы немцы проводили у русского кладбища над Днепром:

«Это страшное место рогачевцы назвали «Долиной смерти». В этом месте расстрелы проводились ежедневно. На кладбище немцы заранее вырывали яму три метра в ширину, шесть метров в длину и три метра в глубину, а когда эта яма наполнялась трупами, вырывали новую. Таких ям в этой «Долине смерти» было десять».

Из акта следует, что людей расстреливали, закапывали тонким слоем земли, затем на казнь приводили следующую группу по 10–20 человек.

28 ноября 1943 года более 200 человек сожгли заживо в одном из сараев в Рогачеве. В тех, кто убегал, стреляли, а после все равно предавали огню.

Из показаний свидетеля Михаила Николаевича Чесова: «В два часа дня немцы начали выбрасывать мое имущество из сарая, рядом стояли подводы с дровами. В шесть часов вечера к сараю подошла закрытая автомашина. 28 ноября еще до рассвета я вновь увидел закрытую машину. С чердака своего дома я стал наблюдать за происходившим. Немцы подожгли мой сарай и сарай моего соседа Лавра Колесникова. Из сарая доносились страшные крики. Вдруг я увидел, что из сарая Колесникова выбежал человек в одном белье. Человек бежал, спотыкаясь. Вслед ему немцы стали стрелять. Человек упал. Двое немцев подбежали, схватили его и поволокли, а третий шел следом и ногами затирал остающийся на дороге кровавый след».

В марте 1943 года палач-переводчик Шварц зверски расправился с грудным ребенком Владимиром Житкевичем в деревне Свержень. Сначала его семью расстреляли, а малыша схватили за ноги и ударили о стену

Показательные казни

Террор применяли не только в райцентре, но и в небольших населенных пунктах. Например, 13 октября 1943 года немецкий отряд из 65 человек, вооруженный пулеметами, автоматами и минометами, сопровождаемый танком, ворвался в деревню Толочков Тихиничского сельсовета. Убивали всех, кто попадался на глаза. В тот же день 100 немецких карателей расстреляли всех жителей деревни Мортково, а деревню сожгли. Такая же судьба постигла 235 жителей деревни Фалевичи. Сельчанина Ивана Степанчикова привязали за ноги к саням, запрягли лошадь и волокли до тех пор, пока он не потерял сознание, а потом убили молотком.

В мае 1943 года в Довскую комендатуру доставили пенсионера Ивана Штапенко. На допросе его зверски избивали до потери сознания, после обливали водой, а когда он приходил в себя, продолжали избивать. Умер Штапенко от побоев. А 10 марта 1942 года гестаповцы арестовали секретаря Обидовичского сельсовета Даниила Хоботнякова. Продолжительное время его ежедневно держали голым на морозе, сажали на колючки, затем расстреляли.

В марте 1943 года палач-переводчик Шварц зверски расправился с грудным ребенком Владимиром Житкевичем в деревне Свержень. Сначала его семью расстреляли, а малыша схватили за ноги и ударили о стену.

Имена установить не удалось

Перед отступлением оккупанты пытались замести следы – перерыли ров у реки Друть, выкопали из земли все разложившиеся трупы, скелеты, кости и сложили ярусами: ряд останков, ряд бревен, ряд останков, ряд бревен... Все это поливали керосином и смолой, поджигали. Пожар видели на протяжении трех суток.

Несмотря на все ухищрения, скрыть злодеяния немецко-фашистские захватчики не смогли. Свидетельские показания, рассказы очевидцев, протоколы допроса помогли установить, что за время оккупации на территории Рогачевского района было расстреляно, повешено, сожжено живьем 7323 мирных советских гражданина. Списки есть более чем на 2000. Имена остальных установить комиссии не удалось. В рабство было угнано почти полторы тысячи человек.

Цифры до сих пор уточняются, продолжается расследование уголовного дела Генпрокуратуры о геноциде белорусского народа, в рамках которого выясняются новые факты, фамилии и подробности.

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента. Продолжение следует
Фото архивное фото
Общество


20240419_091146.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать