Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Афганский альбом. Боевой путь в 64 тысячи километров

7559 0 16:20 / 06.12.2019
Кабул, Шинданд, Кандагар и Герат… Ельчанин Валерий Бобович за баранкой КамАЗа сполна узнал все “прелести” афганских дорог. 

IMGL6068.jpg
Валерий Бобович сегодня…

В военной биографии ельчанина Валерия Бобовича нет ярких страниц, повествующих об обучении в специальных подразделениях, где опытные инструкторы готовили молодежь физически и морально к тяготам армейской (читай — военной) жизни в далекой и незнакомой стране. Всё сложилось намного банальнее, и от этого еще пронзительнее и страшнее. Были лишь водительские курсы от военкомата в Наровле, получение 1 апреля 1986-го прав, а вместе с ними и повестки в армию. Далее по цепочке: пересыльные пункты в Борисове, Москве, Ташкенте. В солнечной столице Узбекистана для 200 новобранцев не нашлось места переночевать, пришлось спать на жестких скамьях летнего кинотеатра. 

камаз.jpg
…и возле именного КамАЗа в Шинданде

Потом курсы в пограничной Кушке, где зеленых пацанов как могли учили водить КамАЗы, и здравствуй, Афганистан. Поначалу Кабул, а потом город Шинданд, 420-й отдельный автомобильный батальон обеспечения Кандагарской бригады. За 22 месяца личной афганской эпопеи Валерий сменил три машины. На первой, уже видавшей виды, была зенитная установка, вторая — обычная бортовая. О третьей стоит рассказать отдельно. Это был новенький бронированный КамАЗ с установленной в кабине радиостанцией и надписью на кабине “Имени XX съезда ВЛКСМ”. После первого же рейса броню сняли, неудобно с ней ехать, да и жарко совсем в кабине становилось. Для защиты от пуль и осколков использовали традиционный “афганский” прием: на борта навешивались обычные бронежилеты. 

64 тысячи километров — такой в общей сложности афган­ский путь Бобовича. Бог миловал, 420-й автобат за все время его службы ни разу серьезно не по­трепали. Кому попало больше всех, так это командиру роты. Два раза душманы взрывали его шедшую в голове колонны машину. А вот сослуживцы Валерия из третьей роты, за полгода до его призыва, на перевале столкнулись вплотную с наемниками. Одетые во все черное, они напали на колонну наливников, перевозивших горючее. Жечь бензовозы и убивать советских солдат шли под музыку, в полный рост. 

Без обстрелов не обходилось. Во время одной из поездок в Кандагар рядом с машиной Бобовича рванула реактивная граната. Душманский гранатометчик целился в кабину, и не сбрось Валерий скорость, вряд ли пришлось бы ему рассказывать сейчас хоть что-то. Признался, когда КамАЗ тряхнуло взрывной волной, реально почувствовал, что попал на войну. Во время очередного обстрела колонны один из водителей, сослуживец Бобовича, как и учили, быстро покинул машину и откатился в ближайшую зеленку. А там как раз были духи. Они утащили солдата в плен. Потом за него требовали разное: то оружие, то обмена на пленных полевых командиров. Чем закончилась эта история, Валерий так и не узнал: пришло его время идти на дембель. 

сосны copy.jpg
Вид Герата из кабины армейского грузовика

На подъезде к Кандагару обочины трассы сплошь обложили остовами сгоревшей военной техники. Это была своеобразная защита от периодических обстрелов автоколонн.
Конечно, проезжая, думали о том, что за рулем или рычагами каждой из бывших боевых машин, бензовозов, грузовиков сидели такие же, как они, советские парни. 

На одной из застав возле Кандагара, куда 420-й автобат доставил очередной груз, Валерию с сослуживцами пришлось увидеть, что недавно сделал с танком охранения фугас. Взрыв был такой силы, что сдетонировал боекомплект, и многотонную стальную бронированную махину буквально разорвало на части. Что стало с экипажем, лучше не думать. А заряд душманы установили ночью, когда предыдущий танк покинул свой пост и на его место еще не стал другой. Саперы то ли не успели проверить позицию, то ли поленились.
Во время очередного выезда духи подорвали батальонную водовозку. Три дня пришлось сидеть на афганской жаре без воды и пить то, что нацедили из радиаторов. Это, вспоминает Бобович, была самая тяжелая поездка за всю службу в Афганистане. 

Не обошлось без гепатита, правда, лечение Валерий начал очень оперативно, и медики быстро поставили его на ноги. В Кандагаре на одной из стоянок, когда, устав от жары, спали прямо в кузовах, роту обкусали малярийные комары. Утром на по­строении как глянули друг на друга, ужаснулись: лица опухли до неузнаваемости. К счастью, пронесло: никто тогда не заболел. 

Щит.jpg
Защита от обстрелов дороги на Кандагар. В роли щита сожженная советская боевая техника

Уже был 1988-й год, в воздухе витали слухи о скором выводе, и как-то отцы-командиры самостоятельно затеяли переговоры о перемирии с одной из банд, орудовавшей в окрестностях базирования автобата. На встречу с духами в ближайший кишлак ездил на своем КамАЗе Бобович. Пока офицеры договаривались с полевыми командирами в сторонке, в машину к Валерию подсели двое бородатых местных, в чалмах, с калашниковыми. Поулыбались, перекинулись словами и ушли. Спокойно потом приехали в часть. А когда о переговорах узнал особист, понеслось: офицеров — на разборки, Бобовича — под арест, машину — на разминирование. Но всё обошлось. Оказалось, в кабине сидели серьезные духи, и за жизнь советского солдата в тот момент никто и гроша ломаного не дал бы. 

64 тысячи километров — такой в общей сложности афганский путь ельчанина Валерия Бобовича. Ему повезло: ни одна из местных дорог не оказалась последней 

Во время одной из поездок в составе колонны на перевале у БРДМ охранения отказали тормоза. Бронированная машина со всего маху ударила под углом в задний борт КамАЗа Бобовича, снесла часть кузова и груза… ящики со снарядами. Как они не взорвались, а грузовик не свалился в пропасть, Валерий до сих пор удивляется. Кстати, экипажу БРДМки тогда повезло: никто не погиб. 

Прямой борт домой, из Шинданда до Ташкента, Бобович и его сослуживцы-дембеля ждали два дня. Прибыл десантный Ил-76. Загрузились в него и военные, и гражданские, набился целый самолет. Транспортник после взлета привычно отстрелял тепловые ловушки, набрал высоту и взял курс на Союз. И вдруг в салоне спустя какое-то время включилась звуковая сирена и начала мигать лампочка готовности к десантированию. В самолете паника, и тут по радио раздался бодрый голос командира борта: “Товарищи! Поздравляю вас с пересечением государственной границы Союза Советских Социалистических Республик!”. Таким вот оригинальным образом летчики решили поздравить пассажиров с окончанием их афганской эпопеи. “Это был незабываемый сюрприз”, — вспоминает Валерий. На Родину он уносил на груди дорогую еще со времен Великой Отечественной для каждого нашего солдата награду: боевую медаль “За боевые заслуги”.
Фото Алексея Герасименко и из личного архива Валерия Бобовича
Общество
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg


морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg