На протяжении нескольких веков любимой тактикой Соединенного Королевства остается загребание жара чужими руками. В этом мастерстве с британцами могут сравниться разве что их этнические и идейные наследники – американцы, у которых основной внешнеполитический принцип точно такой же: поджигай везде и сталкивай лбами всех, но не допускай войны на своей территории. Только у англичан он еще более тонкий: не участвуй в бойне сам, лучше за спиной науськивай союзников.
Теперь британская внешняя политика действует в интересах Карла III, фотография из интернета
С такими друзьями и врагов не надо
Пожалуй, первый очень яркий пример последствий теплых отношений с Англией датируется аж XV веком. Тогда жертвой стала Португалия. К этому времени огромная цветущая империя, находящаяся в унии с другой большей империей – Испанией. Позади эпоха Великих географических открытий. Обитатели Пиренеев благодаря своим мореплавателям Христофору Колумбу, Васко да Гаме, Фернану Магеллану, Бартоломеу Диашу и другим успешно открыли земли Северной и Южной Америки, Африки, Азии, а затем покорили их большие части. По Тордесильясскому договору 1494 года Португалия и Испания просто провели меридианную линию по Атлантическому океану, части современной Бразилии и обоим полюсам Земли, таким образом разделив мир на две части – португальскую и испанскую.
Англия того периода была далека от звания Владычицы морей, но мириться с таким положением дел не хотела. Поэтому пошла на уловки. Английские дипломаты стали навязывать португальским элитам мысль о том, что Испания их притесняет и нужно расторгнуть унию. Это вылилось в войну за независимость, в которой схлестнулись две самые сильные державы того времени. Итогом стал катастрофический упадок обеих.
И как думаете, кто получил от этого максимальную выгоду? Конечно, англичане. Вскоре они разгромили некогда непобедимый испанский флот, завоевали господство на морях и стали методично забирать колонии двух ослабевших стран, в том числе своего союзника – Португалии.
За пару столетий англичане прибрали к рукам обширные территории в Африке, Америке и Азии. Особо гордились завоеванием португальской Индии, которую величали не иначе как самым драгоценным алмазом в британской короне. Элегантно, подло и поучительно.
И еще один маленький штришок: сегодня территория Португалии в 2,5 раза меньше Беларуси, это одна из беднейших стран Евросоюза. Испания по площади, конечно, крупнее, но и она не играет заметной роли в мировой политике. К тому же потенциально может быть разорвана на части требующими независимости каталонцами и басками.
Суворов и иван-чай
Однако вернемся к истории. В конце XVII – начале XVIII века укреплявшуюся Британию стали беспокоить две новые мощные силы в Европе – Франция и Россия. В первой к власти пришел амбициозный Наполеон Бонапарт, вторая уже завоевала Сибирь, разгромила Швецию в Северной войне и занялась покорением Кавказа.
Англичане прибегли к проверенной схеме. Решили стравить своих оппонентов между собой. Препятствием был император Павел I – сторонник союза с Францией. Однако при поддержке и по наущению бывшего английского посла в России Чарльза Уитворта в 1801 году самодержец был убит заговорщиками.
Здесь стоит сказать и о походах Александра Суворова – Итальянском и Швейцарском. Оба они происходили в рамках так называемой Второй коалиции – военного союза Англии, России, Австрии против Франции. Причем Швейцарская кампания сложилась для русского полководца не слишком удачно во многом из-за предательства Австрии, которую на это подбили как раз британцы. То есть англичане в очередной раз нашли союзников против общего врага, затеяли войну, параллельно столкнув и своих друзей, однако сами в боевых действиях не участвовали – мол, это разборки континентальной Европы. Сложно, хитроумно и очень эффективно. А еще незаметно для простого обывателя.
Однако Суворов простым обывателем не был, и гнилые поступки бриттов ему были очевидны. В 1799 году в письме об итогах Швейцарского похода он писал в Россию: «Ни одна нация не выигрывает столько, сколько Англия, от продолжения войны». Имея в виду, что все страны несут большие потери в живой силе и ресурсах, а Британия получает только выгоды.
Суворову же история приписывает и первое употребление выражения «англичанка гадит» – в контексте разоблачения роли Англии в предательстве со стороны Австрии в Альпах. Фраза, надо сказать, удивительно понравилась русскому народу и используется до сих пор. Тем более что поводов для этого хоть отбавляй.
Впрочем, наивно думать, что Британия использовала интриги только в военно-политических целях. В торговых битвах она их также успешно применяла. Один из самых известных примеров имел место в XVIII веке. Англичане завоевали Индию и активно продвигали на мировых рынках местные товары. Однако с чаем дела не ладились, потому что вся Европа «сидела» на русском иван-чае. Чаепитие вообще изначально отнюдь не английская, а русская традиция. Тогда британские торговцы придумали следующую хитрость: они выкупили внушительные партии иван-чая, приправили его тальком, перепаковали и стали продавать. Ничего не подозревавшие европейцы начали грешить на качество иван-чая, его репутация была уничтожена, и тут англичане, наконец, подсуетили всем цейлонский чай.
Пакости мелкие и немелкие
В целом Британия никогда не исключала Россию из числа своих политических и экзистенциальных противников. Зачастую даже сосредотачиваясь именно на ней. В середине XIX века Англия плела интриги с целью усиления своего влияния на Балканах, Кавказе, в Крыму и Османской империи. Для этого она разжигала русофобию на всем Евразийском континенте (ничего не напоминает?) и в итоге собрала мощный военно-политический альянс против России, что вылилось в Крымскую войну. Заявленных целей по уничтожению восточного соседа союзники не достигли. Однако другие задачи Англия решила. Российская армия лишилась 25 тысяч солдат, а императорская казна обеднела на 800 миллионов рублей. Финансовую стабильность удалось вернуть лишь спустя несколько десятилетий. Кроме того, Россия отступила с Черноморского побережья Кавказа, а также ослабила влияние на Балканах.
Собственные же потери британцев в Крымской войне составили около 2 тысяч человек. Их союзники – французы и турки – потеряли по 10 тысяч. Османская империя объявила себя банкротом и вплотную подошла к своему закату. И кто же снова оказался в выигрыше? Бинго!
После победы во Второй мировой войне союзник СССР по антигитлеровской коалиции британский премьер-министр Уинстон Черчилль уже в 1947 году через американского сенатора уговаривал другого общего союзника президента США Гарри Трумэна сбросить на Кремль атомную бомбу, чтобы «превратить Советский Союз в малозначительную проблему». При этом собственного ядерного оружия у Москвы тогда не было, оно появилось лишь в 1949 году
В начале ХХ века англичане вместе с немцами стали финансировать деятельность Ульянова-Ленина и даже разрешили ему учредить в Лондоне РСДРП. Естественно, с прицелом на будущую революцию. Ставка впоследствии оправдалась.
В Первой мировой войне Британия с Россией и Францией входила в Антанту и выступила против Германии. Но вот незадача: в 1915 году англичане вдруг не выполнили заказы по поставке боеприпасов на фронт. В результате Россия оказалась на полях сражений в критическом положении, испытывая сильнейший снарядный голод. Стала отступать и потеряла до 1,5 миллиона человек убитыми. Снова в действии любимый английский приемчик: бей врага силами союзников, при этом и союзников тоже бей, но неочевидно, исподтишка.
Карикатура из американского журнала Puck, XIX век
Погрела руки Британия и на Гражданской войне в Советской России. В середине 1918 года англичане высадились в Мурманске и Архангельске, захватив эти и другие ключевые северные города. Выбить их оттуда красноармейцы смогли лишь через год. Но и тогда бритты не успокоились, а перешли на прямое финансирование армий Колчака и Деникина, снабжая их новейшими образцами танков, самолетов, артиллерийских орудий. По оценке многих историков, если бы не участие Британии, Гражданская война продлилась бы максимум около двух лет вместо пяти.
Англосаксы снова в плюсе
Согласитесь, характерный английский внешнеполитический почерк хорошо виден на мировой арене и сейчас. Британцы с помпой вышли из Европейского союза и теперь вовсю качают Брюссель. Под предлогом поддержки Украины они вместе с США продавливают все новые санкции против России. В результате ЕС испытывает недостаток нефти, газа и даже продовольствия. Западная Европа в прямом смысле слова рискует замерзнуть этой зимой. Инфляция в странах Евросоюза перешла на двузначные показатели, доходы населения упали, ведущие предприятия закрываются за нерентабельностью, а экономика в целом близка к рецессии. И в этом смысле современная Украина – это, безусловно, англосаксонский проект не только против России, но и против ЕС. Штаты за счет европейцев обогащаются – продают им втридорога свой сжиженный газ и переманивают к себе производства, а британцы надеются установить над обломками Евросоюза свой протекторат. Показательно, как англичане рукоплескали в июне этого года приданию Украине статуса кандидата на вступление в ЕС, тогда как сами в 2020-м благополучно из него вышли. Но это ведь парадокс только для непросвещенных.