Исламские радикалы уже были у власти в Афганистане пять лет – с 1996 по 2001 год. Их первое правление началось с массовых казней политических оппонентов. Как талибы ведут себя сейчас? Риторика стала куда более миролюбивой. Они обещают гражданам страны и всему миру порядок и спокойствие на подконтрольных территориях, искоренение наркоторговли и коррупции, обеспечение прав женщин, борьбу с терроризмом и много чего другого. Однако на деле талибы часто сами себе противоречат и, мягко говоря, не спешат выполнять взятые на себя обязательства.
Талибы обезглавили 18-летнюю Махаджабид Хакими за то, что она выступала за молодежную сборную Афганистана по волейболу. Фото из интернета
Амнистия всеобщая, но не для всех
Начиная наступление на Афганистан летом этого года, талибы продемонстрировали, что стали более дальновидными. Первым делом они объявили, что не будут расправляться с чиновниками, бизнесменами, военными и полицейскими, которые служили прежнему режиму. Также они пообещали амнистию для полевых командиров, которые перейдут на их сторону. Во многом этим объясняется, почему боевики без особого сопротивления заняли большую часть страны.
После входа в Кабул талибы призвали чиновников вернуться на свои места и продолжить работу. Они позволили бежать экс-президенту Ашрафу Гани – тот успешно скрылся с деньгами в Объединенных Арабских Эмиратах.
Однако поверили в искренность талибского миролюбия далеко не все. Многие слишком хорошо помнили, как в 1996 году они начали с пыток и показательного убийства экс-президента Мохаммада Наджибуллы, а затем жестоко расправились с членами прокоммунистического правительства. Тогда боевики тоже заявляли, что никого не тронут.
Так что желающих эвакуироваться из Афганистана на американских, британских и немецких лайнерах было очень много – все видели кадры, как люди в страхе и отчаянии хватались за шасси самолетов и устраивали давку в аэропорту Кабула. А бежать им было от чего. Стало известно, что боевики захватили американскую базу данных с фамилиями, адресами и биометрией тех, кто сотрудничал с союзниками.
Тут же проявилось и звериное лицо «Талибана». Для начала они казнили в Давлатабаде два десятка афганских спецназовцев, которые сдались в плен в обмен на амнистию, затем – четырех полевых командиров в Кандагаре. Затем провели рейды по деревням с целью схватить тех, кто помогал американцам.
Апофеозом стало убийство многодетной матери в провинции Фарьяб. 15 боевиков ворвались в ее дом и потребовали приготовить им еду, но у женщины не было никаких продуктов. Тогда они автоматами забили ее до смерти на глазах у четырех детей.
Также талибы взяли в плен и убили Роуллу Салеха – брата лидера афганского сопротивления Амруллы Салеха, а еще отрезали голову молодому военному переводчику Сохаилу Пардису, который работал на американцев. И это только те преступления, о которых стало известно. Сколько бесчинств и жестокостей не попали в объективы, вряд ли кому-то известно.
Портфели только для своих
О том, кто вошел во временное правительство Афганистана, мы подробно рассказали в прошлой части (в № 129 за 11 ноября). В нем практически одни пуштуны, только члены движения «Талибан». И ни одной женщины. Это полностью противоречит предыдущим заявлениям боевиков, которые обещали сделать правительство инклюзивным.
Зато при объявлении фамилий новых министров едва не произошел международный скандал. Дело в том, что оглашение состава талибы собирались провести 11 сентября – в день 20-летия терактов в Нью-Йорке. Правда, потом они от подобных откровенно провокационных планов отказались и назвали имена членов правительства 7 сентября.
В этот день исполняющий обязанности премьер-министра Мохаммад Хасан Ахунд вновь подтвердил, что в будущее постоянное правительство войдут представители всех слоев общества, включая женщин. Он гарантировал неукоснительное соблюдение международного права и прав человека, в том числе меньшинств.
Новый премьер-министр Афганистана признал, что консервативная часть «Талибана» категорически против разрешения женщинам работать, тем более на госслужбе и управленческих должностях. К слову, в 1990-е талибы вообще расстреливали женщин за выход на работу, а также отрубали им пальцы за покрытие ногтей лаком, хлестали металлическими кнутами за ношение юбки длиной чуть выше щиколотки, отрезали носы и уши за побег от мужей-истязателей
Впрочем, по состоянию на середину ноября эти обещания не выполнены. Как следствие, ни одна страна мира не признала афганские власти легитимными.
Политологи считают, что талибы объявили такой состав правительства временным, чтобы посмотреть на международную реакцию. Если бы отклики были нейтральными или не особо негативными, они тут же утвердили бы новых министров и даже не подумали бы двигаться в сторону обещанной инклюзивности.
На первый взгляд может показаться странным, что люди, называющие себя правоверными мусульманами, так легко дают обеты, заранее зная, что не смогут их исполнить. Или, что еще хуже, даже не собираясь исполнять. Ведь любая из мировых религий порицает ложь и обман.
Оказывается, для последователей радикальных ветвей ислама противоречий здесь нет. Им не запрещено вводить в заблуждение тех, кого они считают неверными. Талибы называют таких гяурами – людьми, совершающими куфр (не верящих в Аллаха и посланническую миссию пророка Мухаммеда). Так вот гяурам, с их точки зрения, врать можно. Это как с наркотиками, о которых мы писали в предыдущей части: вообще наркоторговля – это харам (грех), но если доходы пойдут на борьбу с неверными, то тогда можно продавать героин. Вот такая она, удобная и гибкая, когда нужно, экстремистская философия.
Стрельба и газ против женщин
Одна из самых больших претензий мирового сообщества в адрес талибов – средневековые замашки по отношению к женщинам. Боевики об этом прекрасно знают. Как и о том, что их режим не будет признан легитимным без решения «женского вопроса». Поэтому представители «Талибана» регулярно делают заявления о том, что равные права будут предоставлены всем гражданам Афганистана вне зависимости от пола.
Однако в реальности происходит совершенно по-другому. Девушкам и женщинам запретили посещать занятия в школах и вузах. Так, например, новый ректор Кабульского университета Мухаммад Ашраф
Гейрат уволил всех преподавательниц, а также не допускает дам на пары. По его словам, так будет продолжаться, пока власти не установят «настоящий исламский порядок». Удивительное заявление, если учесть, что при любом политическом режиме Афганистан оставался сугубо мусульманской страной.
Женщин уволили из СМИ, в том числе запретили появляться на телеканалах. Не выполнено обещание по включению дам в состав нового правительства страны и назначению их на другие важные посты. Новый премьер-министр признал, что консервативная часть «Талибана» категорически против разрешения женщинам работать в принципе, не говоря уже про госслужбу и управленческие должности. К слову, в 1990-е талибы вообще расстреливали женщин за выход на работу, а также отрубали им пальцы за покрытие ногтей лаком, хлестали металлическими кнутами за ношение юбки длиной чуть выше щиколотки, отрезали носы и уши за побег от мужей-истязателей.
В сентябре – октябре этого года афганские женщины активно выходили на митинги за свои права, боевики разгоняли их слезоточивым газом и стрельбой в воздух.
Ко всему прочему, они запретили девушкам заниматься спортом, назвав это не первой жизненной необходимостью. В ответ многие атлеты обратились в международные федерации с просьбой эвакуировать их из страны. Откликнулась FIFA, организовав спасительный рейс для более чем сотни футболистов.
Но поспешили на помощь далеко не все спортивные организации. Недавно стало известно о казни 18-летней афганской волейболистки Махаджабид Хакими. Она входила в молодежную сборную страны и была обезглавлена только за то, что хотела продолжать заниматься любимым делом. Узнав о жестокой расправе, многие афганские спортсменки сожгли форму и инвентарь, чтобы уничтожить следы своего отношения к спорту.
Запуганные родственники Махаджабид заявили, что девушка совершила самоубийство. Таким способом талибы надеялись убедить мир, что они не казнили волейболистку и уважают права женщин. Это гораздо более осмотрительная и осторожная риторика, чем та, с которой они выступали 25 лет назад. Очевидно, радикалы не хотят сжигать все мосты с цивилизованным миром. Как очевидно и то, что веры их обещаниям нет никакой.
Более того, их как будто бы миролюбивые заявления походят на попытку банально заговорить зубы мировому сообществу. Выиграть время для накопления сил, добиться разморозки зарубежных счетов, доступа к финансам и признания своего правительства легитимным. Но при этом не выполнять никаких взятых на себя обязательств.
Уверен, что эта якобы хитрая тактика талибов по раздаче обещаний без подкрепления их реальными делами очевидна всем крупным мировым игрокам. И мало кто из них готов закрыть на это глаза. Так что очень скоро они дадут новой афганской власти понять, что она совсем не в том положении, чтобы позволять себе водить за нос сильных мира сего. В общем, утром деньги – вечером стулья. А не наоборот.
Продолжение следует...